«Газ или бензин?», «Стоит ли переходить с бензина на газ?», «Окупится ли газовая установка?», «Безопасен ли газ для двигателя?» — темы для бесконечных обсуждений и горячих споров на стоянках такси и маршруток, в гаражных массивах и на ютубе. В реальности оба вида топлива хороши, имеют свои минусы и выгодны при определенных условиях.
Преимущества бензина
- Лучше тяга и динамика
Жидкость намного плотнее газа. Концентрация воспламеняемых паров в камере сгорания выше, чем у пропана или метана.
- Можно хранить про запас
Любое жидкое топливо хранится в металлической канистре до 6 месяцев без потери качества. Его можно переливать в бочки, транспортировать, перемещать, возить с собой.
- Больше заправок
На 10 бензиновых приходится 1 газовая заправка. В случае с метаном соотношение еще ниже — 100 к 1.
- Лучше заводится зимой
Точнее — вообще заводится, т.к. в морозы двигатель, который «перевели» на газ, просто не запустится без бензина.
- Заводские настройки
Бензиновый двигатель разработан для бензина. Для газа есть заводские газовые установки.
- Меньшая взрывоопасность
Бензин резко воспламеняется, но взрыв бака или автомобиля — очень редкое явление. В целом, оба варианта безопасны, если не нарушать правил эксплуатации.
Недостатки бензина
- Высокая цена
В июле 2022 АИ-95 стоит около 54 рублей за литр. Природный газ — примерно 22 рубля за литр. Разница почти в 2,5 раза в пользу жидкого топлива.
- Нестабильное качество
На разных заправках, даже одного бренда, водителя ждет разный бензин. На его состав влияет множество факторов — от месторождения нефти до чистоты внутри бензовоза, качества оборудования на АЗС и т.д.
- Вред для экологии
Для отдельно взятого автомобилиста это незначительный фактор. Но сотни тысяч бензиновых авто в крупных городах выделяют в воздух огромное количество загрязняющих веществ. Это ухудшает экологию города и здоровье горожан.
Плюсы газового топлива
- Вдвое ниже цена за литр
При сопоставимом расходе это существенная экономия.
- Меньше расходы на прочистку-промывку
Бензин проходит перегонку, получает больше реагентов-присадок в свой и без того непростой, нестабильный химический состав. Метан — СН4; пропан — С3Н8 без добавок. Потому при применении они оставляют в 1,5–2 раза меньше продуктов сгорания, чем жидкое топливо.
- Меньше вред для экологии
Выхлоп от газов чище, чем от бензина и дизеля, в нем почти нет свинца и минимум серы — основных вредителей ДВС. Это хорошо для экологии.
Недостатки газа и ГБО
- Дополнительные расходы
Автомобилей с заводским ГБО всего несколько процентов от их общего числа. Обычно газобаллонное оборудование владельцы авто устанавливают за свой счет.
- Вмешательство в заводскую конструкцию
Баллон, редуктор, датчики, клапаны, детали размещаются в штатной топливной системе и соединяются с ней. Это значит, что нужны дополнительные врезки, соединения.
- Требуется сертификация
Почти все автомобили на улицах и трассах имеют ДВС, созданные под жидкое топливо, — их спроектировали, испытали и произвели для работы на бензине. Это главный аргумент автопроизводителей и государственных надзорных органов против газа, особенно против ГБО, которые устанавливают на бензиновые ДВС. Органы требуют вписывать ГБО в ПТС через МРЭО, а для этого и само оборудование, и монтажная организация должны быть сертифицированы.
- Проблемы кустарной установки
Нельзя просто так взять и установить случайный баллон с газом в автомобиль «на гаражах» — это может быть опасно. Такую машину переоформить не получится — ГИБДД потребует либо зарегистрировать ГБО, либо вернуть ТС в заводской вид.
Почти все взрывы авто с газом происходят по причине некачественного монтажа и изношенного, поврежденного оборудования.
- Занимает место
Дополнительное оборудование такого объема — бак от 15 до 80 литров — не предусмотрено ни в одной машине. Поэтому бак займет дополнительную часть багажника, либо придется пожертвовать запасной шиной.
- Прогорают клапаны
Газ сгорает при меньшей температуре, чем бензин, и поэтому часто говорят о том, что двигатель греется меньше. В реальности да, температура горения газа ниже, но время горения — дольше. Это значит, что топливо догорает на фазе выпуска отработанных газов. Оно нагревает клапаны и клапанную крышку, которая часто бывает пластиковой и может просто расплавиться. Разумеется, сами клапаны тоже перегреваются и раньше выходят из строя.
Что выбрать: бензин или газ?
Многие автолюбители, блогеры, эксперты выделяют несколько основных свойств пропана и метана, которые дают им неоспоримые преимущества перед бензином:
- Цена литра ниже в 2,5 раза.
- Периоды прочистки-промывки свечей, топливной системы, двигателя, замены деталей — в 1,5 раза больше.
- Газ экологичнее жидкого топлива.
При этом также все сходятся во мнении, что есть случаи, когда ГБО не окупается либо вообще не имеет смысла. Лучше ездить на бензине:
- на современных малолитражных авто;
- на машинах, которые ездят нечасто, недалеко.
Газовая установка уместна и быстро окупится на:
- машинах водителей, которые живут далеко от работы;
- автомобилях, которые выполняют дальние рейсы;
- машинах с большим объемом двигателя;
- коммерческих малотоннажных автомобилях;
- такси.
Любой таксист, грузоперевозчик на «газели» или старом «транзите», «вито», водитель маршрутки знает, что газовая установка окупается на больших пробегах — от 30 000 км в месяц или 200 км в день. При этом современные турбированные дизельные двигатели могут составить конкуренцию ГБО по экономичности при больших преимуществах в тяге и скорости.