Технология производства
Бензин — смесь горючих углеводородов, производное бензоидной кислоты. Слово «бензин» ввел немецкий химик Митчерлих в 1833 году.
Сырьем для него служит сырая нефть, состав которой различается в зависимости от месторождения. Это влияет не на качество топлива, а на технологический процесс. Бензин для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) делают из легких фракций — светлых дистиллятов, — которые содержатся в составе сырья.
Различают нефть двух условных видов:
- «легкая» — с содержанием светлых дистиллятов 45–50%;
- «тяжелая» — с менее чем 45% светлых дистиллятов.
Чем «легче» нефть, тем меньше в нее входит примесей серы, соли и тем больше в процентном соотношении из нее получится горючего.
Бензин получают из нефти или смеси разных ее видов тремя методами: атмосферно-вакуумной перегонки, крекинга и риформинга.
Метод прямой перегонки
Простая установка атмосферно-вакуумной перегонки состоит из открытых и герметичных емкостей — баков, резервуаров — насосов, трубопроводов, теплообменников и нагревателей.
Технологический процесс:
- Первичный нагрев сырья до 100–130 °С.
- Обессоливание и обезвоживание.
- Нагрев до 200–250 °С.
- Отбензинивание — испарение и отвод легкой бензиновой фракции вместе с парами воды и газами с концом кипения 130–150 °С.
- Конденсирование паров в конденсаторе.
- Отделение от газа и воды.
- Обогащение антидетонационными и другими присадками.
Таким образом из сырья получается от 5% до 15% готового продукта.
При перегонке будущий бензин из нефти выпаривают, а остатки идут на производство пластика, мазута, масел.
Крекинг
В прямом переводе «крекинг»означает «расщепление». Сырье расщепляется на молекулярном уровне двумя способами:
- термический — нагревают до 500 °С под давлением;
- каталитический — нагревают до 400–500°С и добавляют катализаторы (алюмосиликаты).
Второй способ дает на выходе 50–60% готового продукта с октановым числом (ОЧ) 75–80.
Риформинг
Это крекинг, где сырьем служат низкооктановые бензины, в которые на последней стадии добавляют спирты. Получается этилированный бензин с ОЧ более 95.
Виды бензина
Этот вид горючего различают по назначению и по маркам. Показатель марки, в свою очередь, основан на октановом числе.
Автомобильный
Предназначен для ДВС легковых, грузовых автомобилей, а также стационарных и мобильных установок на их базе — генераторов, станков, насосов и т.д.
Обозначение:
- А — автомобильный — маркировка назначения;
- И — исследовательский — метод определения октанового числа;
- 92, 95, 98… — октановое число.
Важные параметры автомобильного топлива:
- содержание серы — чем ее больше, тем сильнее будут загрязняться детали и каналы;
- содержание свинца — чем его больше, тем более вредным получается выхлоп;
- наличие присадок — антидетонационные, «промывки», «зимние» — адаптируют топливо к условиям и добавляют полезных свойств.
Авиационный
Максимально очищенный и улучшенный АИ, который применяют для легкомоторной авиации.
Особенности:
- маркировка — Б, AvGas;
- октановое число — от 92 до 115;
- максимальная химическая стабильность по сравнению с АИ;
Сегодня авиабензин используют минимально, т.к. большие самолеты и истребители летают на керосине.
Бензин-растворитель
Вещество, в котором не повышают ОЧ, но используют его растворительные свойства. Например, для выделения необходимых веществ из масел, канифоли, озокерита. Обладает свойствами обезжиривания, является основой многих технических очистителей, промывок.
Какие марки бензина продают на АЗС?
Сегодня автозаправочные станции предлагают бензин трех основных марок в зависимости от октанового числа: АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Для владельца автомобиля или установки на основе ДВС не имеет значения, каким способом получено топливо. Главное — его химический состав, а точнее, качество очистки от примесей, серы, свинца.
В России действуют такие нормы:
- массовая доля серы по ГОСТ 19121-73 — не более 0,1%;
- массовая концентрация свинца по ГОСТ 28828-90 — не более 0,013 г/дм3.
Также бензин подразделяется на «летний» и «зимний». Первый приспособлен для работы при повышенных температурах, второй — при пониженных. «Приспособлен» — значит, в него добавили специальные присадки, которые, например, вытесняют воду.
Третий показатель, по которому различают бензины на АЗС, — наличие присадок, улучшающих общие эксплуатационные свойства. Например:
- промывают топливную систему;
- растворяют нагар на поршнях;
- раскоксовывают поршневые кольца;
- очищают выхлопную систему;
- предупреждают образование нагара, сажи в катализаторе.
Такие продукты обычно имеют звучные маркетинговые названия вроде «Ultra», «Super», «Максимум» и т.п. — слова, которые каждый бренд разрабатывает и продвигает в рекламе.
Разумеется, концентрация таких присадок небольшая, от 5 или 10 литров такого бензина мало что изменится. Но если постоянно заправляться улучшенным топливом между ТО, это будет заметно по уменьшению расходов на запчасти, услуги по прочистке-промывке систем.